Горячая тройка

Отметим наиболее значимые мировые события и тенденции 2016 года, значительное влияние которых распространяется и на наступивший год. Главным событием прошлого года стало соглашение стран ОПЕК о снижении добычи нефти в объеме порядка 1,9% от мирового уровня. В ноябре прошлого года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начались торги поставочными фьючерсами на российскую нефть марки URALS. «Дизельгейт» скандал, развернувшийся в 2015-2016 гг. вокруг автоконцерна Volkswagen после обнаружения на машинах манипуляций с показателями токсичности выбросов автомобиля.

Решение стран ОПЕК и нефтедобывающих стран вне картеля сократить добычу на 1,8 млн баррелей в сутки

Москва впервые с 1999 г. согласилась участвовать в общем сокращении стран ОПЕК, освободив от этого входящий в картель Иран. Реализация проекта, безусловно, ускорит процесс выхода на сбалансированное состояние мирового рынка углеводородов. Но, нужно понимать, нефтяные цены уже никогда не вернутся на 100-долларовые уровни. Сверху их будут ограничивать производители сланцевой нефти, для которых 70-долларовая цена барреля более чем комфортна.

Как бы позитивно не расценивали эксперты «эпохальное» решение стран ОПЕК и вне-ОПЕК сократить добычу нефти на 1,8 млн баррелей в сутки, участники рынка будут ориентироваться не на декларации, а на фактический баланс и вектор его изменения. При этом, учитывая ажиотаж среди игроков нефтяного рынка, следует ожидать высокую степень волатильности цен как из-за несбывшихся, так и сбывшихся ожиданий.

Нужно отметить, что и без решения ОПЕК мир продвигался к сбалансированному состоянию нефтяного рынка. Если в 2015 г. добывалось в среднем 2 млн баррелей в сутки «лишней» нефти, то уже в 2016 г. по естественным причинам из-за низких цен, эта цифра сократилась до 0,5 – максимум 1 млн баррелей в сутки, на что баррель ответил ростом с 30 до 50 долларов США.

Страны ОПЕК в январе сократили суточную добычу нефти в совокупности на 1,07 млн баррелей по отношению к декабрю 2016 г., до уровня 32,06 млн баррелей в сутки. По состоянию на январь соглашение по снижению производства сырья выполнялось на 80%, подсчитало агентство Reuters.

Саудовская Аравия сократила в январе добычу нефти на 486 тыс. баррелей в сутки. Катар – на 51 тыс., Мексика – на 100 тыс., Венесуэла – более, чем на 45 тыс., Оман – на 40 тыс., Азербайджан – на 35 тыс., Казахстан – на 20 тыс. Сокращение еще на 63 тыс. распределилось между Суданом, Южным Суданом, Малайзией, Экваториальной Гвинеей, Брунеем и Бахрейном. Россия снизила добычу нефти на 117 тыс. баррелей в сутки.

Решению ОПЕК, образно говоря, рынок выдал аванс в виде роста нефтяных котировок до 55 долларов. В январе-феврале 2017 г. мы уже увидели положительную динамику цены нефти. С началом весны возможен рост до 60 долларов за баррель. На этом уровне и следует ожидать среднюю цену барреля в 2017 г. К тому же, сверху его будет «сторожить» сланцевая нефть США, для которой 60 долларов – достаточно комфортный уровень.

Ожидаемо ли было сокращение Россией добычи на 300 тыс. баррелей в сутки? Россия не только согласилась, но сыграла важную роль в продвижении этой темы. Собственно, в соглашении принятом ОПЕК на сессии в Вене 29 ноября 2016 г. решающую роль сыграл В. Путин. По утверждению Reuters, именно при его посредничестве удалось снять разногласия между Саудовской Аравией и Ираном, которые препятствовали достижению сделки.

Однозначный ответ на вопрос кто выиграл, а кто прогадал от решения по сокращению добычи нефти, дать невозможно. Если подходить к ответу с обычной меркой, то проиграли покупатели – для них сырье подорожает, а выиграли нефтяные страны. «Угнетение» отрасли низкими ценами не могло продолжаться бесконечно. Чем ниже цены, тем ниже инвестиции в отрасль. Наступил бы момент, когда отрасль не смогла бы обеспечить спрос. На восстановление добычи уходят годы. Мировая энергетика вошла бы в ступор, а нефтяные цены улетели в космос.

Начало торгов на СПбМТСБ поставочными фьючерсами на российскую нефть марки URALS и допуск нерезидентов к торгам

29 ноября 2016 г. в торжественной обстановке руководители биржи СПбМТСБ и приглашенные статусные гости дали старт торгам поставочными фьючерсами на российскую нефть марки URALS. Поставочный фьючерс дает право (и обязанность) участнику торгов, выкупившему 720 контрактов (что эквивалентно танкерной партии нефти в количестве 100 тыс. т), выгрузить этот объем из балтийского порта Приморск в экспортном направлении. С целью привлечения к сделкам международных трейдеров, в регламент биржи после разрешения, выданного Центробанком и одобрения Госдумой, внесены поправки, допускающие к торгам нерезидентов страны.

Введение фьючерсных торгов нефтью является первой ступенью в решении сверхзадачи, поставленной руководителями страны перед регуляторами рынка, а именно – придать российской нефти URALS статус эталонного сорта (маркера, бенчмарка), с целью перейти в будущем на торговлю нефтью в российской валюте.

Расклад на мировом рынке нефти складывается благоприятно для URALS. Российская нефть обеспечена надежной ресурсной базой на длительный срок, стабильным качеством, развитой экспортной трубопроводной сетью, инфраструктурой на Балтике, что подтверждается надежностью поставок по долгосрочным контрактам на рынки Северо-Западной Европы с потоком около 2 млн баррелей в сутки.

Возможные трудности, с которыми проект может столкнуться в ближайшее время – сокращение добычи в Северном море (ниже 0,5 млн баррелей в сутки), что снижает репрезентативность как основного эталонного сорта BRENT, так и привязанных к нему других сортов нефти, относительно которого формируются цены 40% всех мировых сортов. Из последних новостей – компания Shell готовит к консервации три нефтяных платформы в Северном море из-за снижения продуктивности месторождения.

Задача фьючерсного проекта на URALS – создание рыночного характера ценообразования, индекса справедливой и открытой цены на основе спроса и предложения большого числа участников, объединенных на единой площадке, что позволит российской нефти обрести статус ценового эталона. Однако, судя по первым итогам двух месяцев торгов, имеет смысл скорректировать величину лота (минимального объема контракта), которая сейчас составляет 1000 баррелей, в сторону ее уменьшения. Так, по двум контрактам – мартовскому (U37) и апрельскому (U47) совершена 241 сделка с оборотом 5,215 млрд рублей. Ежедневно торги завершались с двумя, максимум с тремя открытыми позициями, без намерения выйти на физическую поставку нефти. Не появилось пока и привычных на срочном рынке «хеджеров» – страхующих риски волатильности цен в сделках с реальной нефтью.

Между тем, уменьшение лота позволило бы вывести на рынок большое количество независимых игроков, которые будут способствовать развитию ликвидности срочного рынка. Именно они, вбирая в себя всю информацию с параллельных рынков, информационных лент, из конфиденциальных источников создадут ту почву, на которой и вырастает доверие к нему.

Самое главное – положено начало созданию срочного рынка постановочных фьючерсов URALS, создан сам механизм и отработана технология торгов нефтяными фьючерсами, а снижение веса лота до 10 баррелей и ниже остается лишь техническим вопросом – в настоящее время возможность создать секцию торгов с облегченным лотом уже обсуждается.

«Дизельгейт»

Афера концерна Volkswagen (иногда Дизельгейт; VW-Abgasskandal) была раскрыта в сентябре 2015 г., когда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей Volkswagen по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NO (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. При тестировании по профилю NEDC включались режимы и устройства, неактивные при обычном использовании. Компания признала факт занижения уровня выбросов при продажах автомобилей в США и Европе.

Такое обеспечение установлено на автомобилях с дизельными двигателями TDI (Turbocharged Direct Injection) серий EA 188, 189 и 288, произведенных в 2008-2015 годах, в частности на моделях Golf, Passat, Tiguan, Jetta, Beetle и Audi A3. По разным оценкам, общее количество автомобилей с данной недокументированной особенностью может достигать 5 или 11 млн.

Превышения норм выбросов для этих автомобилей были обнаружены исследовательской группой из Университета Западной Виргинии, которая измеряла состав выхлопных газов во время вождения автомобиля с помощью мобильных устройств PEMS (portable emissions measurement system).

Акции компании значительно подешевели, а продажи VW на фоне «дизельгейта» резко снизились в конце 2015 г. (на 5,2% в декабре), за весь год мировые продажи упали на 2% (хотя в течение предыдущих 13 лет компания показывала рост продаж). Скандал стал причиной ухода в отставку председателя автоконцерна Мартина Винтеркорна. Его сменил директор Porsche, Маттиас Мюллер. В сентябре 2016 г. акционеры компании выставили иск к ней на 4 млрд евро.

«Дизельгейт» охладил страны Европы к проекту дизелизации автотранспорта, принятому именно по причине низкой токсичности дизельных моторов. А сокращение спроса на дизельное топливо способно в свою очередь изменить структуру переработки нефти.

Перечисленные события – пожалуй, главные три итога 2016 г. на глобальном топливном рынке. В перспективе они способны изменить поведение мировых цен и на нефть, и на нефтепродукты в 2017 г.

Виктор Костюков,
ведущий аналитик компании
«Алгоритм Топливный Интегратор»