Рынок нефти и нефтепродуктов

К рассылке от 12 мая_92К рассылке от 12 мая_95

К рассылке от 12 мая_ДТК рассылке от 12 мая_Маржинальность

Первая половина мая прошла на бирже в спокойном, даже несколько замедленном темпе. Не часто бывает, чтобы в мае дешевел на бирже высокооктановый Аи95. Но май этого года выпадает из общего ряда. Вероятно, рынок переоценил риски сокращения выпуска бензина из-за предстоящих апреле и мае ремонтов НПЗ, разогнав за короткое время бензиновые индексы на 2000-2500 р/тн верх.
Оказалось, что объемы предложения бензина вполне удовлетворяют спрос и даже несколько избыточны, что и стало причиной отката ценовых индексов на бензин Аи95 с 44580 до 43870 р/тн. Как долго продлится сползание цен, ответить невозможно.
Помимо внутренней, чисто российской специфики, ценовые индексы на нефтепродукты в той или иной мере привязаны к рынку исходного сырья, к нефти. А здесь на ровном месте, когда Брент, казалось бы, надежно и безвозвратно обосновавшийся над планкой в 50 долларов за баррель, вдруг в праздничные откатился к уровням октября 2016 г., к 48,8. Торги последних двух дней показывают некоторое оживление. Баррель вновь преодолел психологический порог в 50 долларов, но торги при этом проходят с высокой внутридневной волатильностью. Нефтяные трейдеры шарахаются от любой новости то в одну, то в другую сторону. А новости имеют разнонаправленный характер. Активно, по мере приближения даты очередного саммита «ОПЕК+11», назначенного на последние дни мая, эксплуатируется тема пролонгации соглашения о заморозке добычи нефти на третий квартал года. Ключевые участники соглашения, а это Саудовская Аравия и Россия дали однозначный ответ – проекту быть, но беспокойство биржевых игроков вызывает активизация сланцевых производителей нефти, способных по мнению крутых аналитиков нивелировать эффект ОПЕК-овского проекта. Вероятно, баррель так и будет прыгать вслед за новостным потоком в диапазоне 50+/-2 доллара до конца мая, до заседания ОПЕК. Но и далее найдется множество причин раскачать нефтяные цены. Ведь волатильность фьючерсов залог удачной биржевой игры.
Биржевые цены на бензин марки Аи92 не показали явного спада, как это проявилось в сегменте Аи95, но и не продолжил в мае тенденцию роста, сформировавшуюся в середине марта. От спала его удержал более высокий спрос на внутреннем рынке. В структуре биржевых продаж на бензин марки Аи92 приходится 64% и 36% -на бензин Аи95. Почти вдвое превышающий спрос на Аи92 и удерживает от сползания цены биржевых сделок с ним.
Следует отметить и еще один не из последних факторов текущих котировок – это премиальность внутреннего рынка относительно экспорта по бензину, да и по дизельному топливу, порядка 2000 р/тн. О том, что российский рынок премиален свидетельствуют сделки на бирже с белорусским бензином Аи92 и дизельным топливом. Напомню, белорусские производители прагматичны в выборе и назначении цен исключительно по принципу равнодоходности.
Цены биржевых сделок с дизельным топливом после вспышки в конце марта на полторы тысячи рублей, обосновались в диапазоне 37500+/-200 р/тн. Причин и поводов для роста не просматривается. Рынок полностью насыщен дизельным топливом. Но и спада индекса нефтяные компании не допустят, искусственно поддерживая продажи на достаточном, но не избыточном уровне.
В оптовом и мелкооптовом сегментах перестройка цен на автомобильное топливо в основном завершилась. Что касается розничных цен, то потенциал их роста хоть и не велик, но сохраняется. Если следовать парадигме ФАС о допустимом росте розничных цен в русле инфляции, то обозначенный лимит практически выбран. Бензин Аи95 на московских АЗС с января по апрель подорожал на 1,30 р/литр (Аи95 – до 39,81 р/литр, Аи92 – до 36,84 р/литр), или на 3,50%, дизельное топливо подорожало на 1,0 р/литр, до 37,98 или на 2,7%.
Маржинальность розничных продаж вышла на уровень 15-20%, что нельзя назвать сверхприбыльным бизнесом, но и убыточным считать не следует. Времена, когда маржа зашкаливала за 50%, а прибыль обеспечивала возможность интенсивно расширять сеть АЗС, ушли в прошлое. Независимым владельцам АЗС нужно либо смириться с положением вещей, либо находить новые решения привлечения и удержания клиентов на своей АЗС.